Взаимодействие учреждения образования с семьей как главное условие оказания помощи подростку, оказавшемуся в кризисной ситуации
областное родительское собрание в формате веб-форума (апрель, 2025 г.)
Уважаемые родители! Предлагаем Вам информацию, как организовать своевременную и квалифицированную помощь ребенку, оказавшемуся в кризисной ситуации.
Кризисная ситуация для ребенка – это когда он не может самостоятельно, без поддержки и помощи близких людей, квалифицированных специалистов справиться со сложившейся ситуацией.
Кризисное состояние проявляется в различных симптомах: нарушение сна или аппетита, депрессия, чрезмерное беспокойство, тревога, уход в себя, ограничение социальных контактов, пропуски учебных занятий, изменение внешнего вида (неряшливость, неопрятность), снижение успеваемости, утрата интереса к своим увлечениям, хобби, агрессия к окружающим, аутоагрессия (порезы, ожоги, шрамы, татуировки, пирсинг, причинение себе боли иным образом), саморазрушающее и рискованное поведение (употребление алкоголя, наркотических веществ, совершение правонарушений, увлечение экстримом), жалобы на головную боль, недомогание, суицидальные высказывания, творчество с доминированием тематики смерти или суицида и иное.
В данном случае помощь детям должна быть своевременной, профессиональной, эффективной и комплексной, включать взаимодействие родителей, педагога-психолога, классного руководителя, психолога (психотерапевта) учреждения здравоохранения.
Педагог-психолог поможет родителям и ребенку увидеть причины и обстоятельства кризисного состояния, выработать совместную стратегию их преодоления.
Педагог-психолог проведет диагностику с целью изучения индивидуальных особенностей, определения причин кризисного состояния ребенка, выявит внутренние и внешние ресурсы, с помощью которых нормализуется состояние ребенка.
Справочно: Внутренние ресурсы – потенциал и особенности личности, все то, что помогает человеку развиваться, налаживать отношения с окружающими. Внешние ресурсы – все то, что поддерживает человека из внешнего мира (родители, друзья, родственники, одноклассники, хобби, любимое занятие).
Педагог-психолог ознакомит Вас с результатами диагностики, проведет консультацию, даст рекомендации по эффективному взаимодействию с ребенком.
Исходя из результатов диагностики, педагог-психолог организует консультирование, коррекционную работу, направленную на преодоление проблемной ситуации.
В ходе коррекционной работы ребенок обучается методам и способам саморегуляции, стрессоустойчивости, умению справляться с трудными ситуациями, страхами, тревожностью. Педагог-психолог изучит интересы и способности несовершеннолетнего, поможет организовать занятость в свободное от учебы время, создать ситуацию успеха.
Родителями, педагогом-психологом, классным руководителем постоянно отслеживается психоэмоциональное состояние ребенка, при необходимости корректируется дальнейшее сопровождение.
При выявлении риска суицида предлагается сопровождение несовершеннолетнего по индивидуальному плану.
По запросу родителей педагог-психолог может провести диагностику детско-родительских отношений, консультирование, коррекционную работу по укреплению эмоциональных связей, выстраиванию гармоничных взаимоотношений в семье, с ближайшим окружением ребенка.
По завершению коррекционной работы с несовершеннолетним будет повторно организована диагностика с целью отслеживания результативности проведенной работы.
Уважаемые родители, если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогу-психологу учреждения образования, психологу или психотерапевту учреждения здравоохранения, ведь от этого зависит благополучие Вашего ребенка, его психологическое здоровье и будущее.
Рекомендации родителям по гармонизации детско-родительский отношений
областное родительское собрание в формате веб-форума (апрель, 2025 г.)
Уважаемые родители!
Зачастую родители жалуются на то, что при сегодняшнем ритме жизни все меньше времени остается для общения с детьми, совместного досуга, поддержания семейных традиций.
Давайте ответим на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком:
- Как часто Вы с ребенком разговариваете по душам, обсуждаете прожитый им день?
- Обсуждаете ли с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Знаете ли его друзей (фамилии, имена, чем занимаются, где живут)?
- Вам известны его интересы, хобби, занятия?
- Как часто Вы проводите с ним свободное время (кино, концерт, поход, встреча с родственниками и иное)?
- Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?
- Вы знаете с кем у него происходят конфликты (одноклассниках, учителях, сверстниках)?
Подростковый возраст – это сложный и важный этап, как для самих детей, так и для их родителей. Ребенок в этом возрасте стремится к независимости, но при этом все еще нуждается в поддержке и понимании со стороны взрослых.
Построение доверительных отношений с ребенком – это непростая задача, но именно это помогает укрепить эмоциональную связь, сформировать у ребенка уверенность в себе и своих силах, своевременно заметить проблемы и помочь их решить.
Один из главных принципов эффективного общения — умение слушать. Дети часто чувствуют себя непонятыми, особенно если родители перебивают, критикуют или сразу дают непрошенные советы. Проявите интерес к проблемам ребенка, даже если для вас они являются пустяковыми. Для ребенка этот пустяк очень значим, это нужно понять.
Уважайте личное пространство ребенка. В подростковом возрасте дети стремятся к самостоятельности и болезненно воспринимают нарушение границ. Не читайте его переписки, не вторгайтесь в его комнату без разрешения, не контролируйте каждый его шаг. Чрезмерный контроль со стороны родителей может привести к отчуждению и сопротивлению. Доверяйте своему ребенку.
Воспитывайте подростка своим личным примером. Будьте честными, открытыми и искренними с детьми. Признавайте свои ошибки, делитесь своими переживаниями, не пытайтесь выглядеть идеальными. Авторитет вы от этого не потеряете – напротив, он возрастет: ведь признать свои ошибки способны только сильные люди. Помните, что дети чувствуют обман. Выполняйте обещания, данные ребенку.
Принимайте подростка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Не сравнивайте с другими детьми.
Разрешайте конфликты конструктивно, не оскорбляйте подростка, проявляйте терпение. Помните, что если отвечать на агрессию агрессией, то вряд ли можно добиться рационального решения. Будьте последовательны в своих требованиях, старайтесь придерживаться одних и тех же правил.
Помните, что в подростковом возрасте мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей.
Узнайте о том, чем хочет заниматься ваш ребенок, о чем мечтает. Поинтересуйтесь, какие фильмы он смотрит, какую музыку слушает, чем увлекается. Не критикуйте его увлечения, даже если их не разделяете. Научитесь принимать тот мир, в котором живет ваш ребенок.
Занимайтесь совместной деятельностью, найдите общие интересы, отыщите точки соприкосновения. Проводите вместе свободное время. Это могут быть посещения музеев, театров, кинотеатров, экскурсии, походы, прогулки, участие в волонтерской деятельности, благотворительных акциях, озеленении территории, посадке леса, аллей.
Для того, чтобы лучше понять ребенка, выстроить гармоничные взаимоотношения с ним, повышайте уровень своей педагогической компетентности, психологической грамотности. Посещайте родительские собрания, заседания родительских университетов, лектории, тренинги и иные мероприятия на базе учреждения образования.
Необходимо установить с ребенком контакт, стать ему другом, помочь направить энергию в нужное русло. Подростки зачастую проявляют холодность, скрывают свои переживания. Но это не значит, что они не нуждаются в вашей любви. Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его обнять.
Вы обязательно сможете построить крепкие и доверительные отношения, которые станут опорой для ребенка!
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ МОЖНО ОСТАНОВИТЬ
СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю
историю существования, но не всем удается ее сохранить.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ — умышленные действия физической, психологической,
сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому
члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и
причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Выделяют четыре основных вида домашнего насилия:
· Физическое насилие - насилие, выражающееся в
непосредственном воздействии на организм человека: нанесение побоев,
телесных повреждений, истязаний. В результате физического насилия
потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.
· Психологическое насилие подразумевает наличие
вербальных оскорблений; шантажа; актов насилия по отношению к детям
или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы
насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам.
· Сексуальное насилие в семье в отношении женщин
включает в себя секс без обоюдного согласия, против желания, с
применением физической силы, угроз, запугивания, насильственное
совершение полового акта после побоев, секс как средство унижения и
оскорбления.
· Экономическое насилие- попытка одного взрослого
члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным
бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему
усмотрению, а также экономическое давление в отношении
несовершеннолетних детей. Экономическое насилие: отказ в содержании
детей; утаивание доходов, трата семейных денег, самостоятельное
принятие большинства финансовых решений, строжайший контроль расходов.
МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ? БЬЕТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ? Это давно не
воспринимается обществом и Законом утвердительно. Насилие в семье
приводит к тяжким последствиям, в том числе непоправимым. За
совершение НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ предусмотрена ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, в том числе
уголовная:
Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого
телесного повреждения (статья 153 Уголовного кодекса, наказывается
вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и
близких.
Алгоритм действий в случае насилия в семье
1. Если спора, инцидента избежать не удаётся, постарайтесь выбрать для
него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти.
2. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые
и режущие предметы.
3. Расскажите о насилии тем, кому Вы доверяете (друзьям, родственникам).
4. Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если
услышат шум и крики из Вашей квартиры.
5. Спрячьте запасные ключи от дома, деньги, документы, одежду,
лекарства так, чтобы взяв их, Вы могли быстро покинуть дом в случае
опасности.
6. Заранее узнайте телефоны служб, где Вам смогут оказать помощь.
7. Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности
предоставления Вам временного убежища в случае опасности.
8. Если ситуация критическая, покидайте дом незамедлительно, даже если
Вам не удалось взять необходимые вещи.
Человек, подвергшийся домашнему НАСИЛИЮ зачастую не знает, куда идти и
где искать защиту, считает, что ситуация безвыходная. Куда можно
обратиться за помощью?
В первую очередь, конечно, надо звонить в отдел внутренних дел
Мостовского райисполкома по номеру 102 (круглосуточно).
Если Вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, и Вы не знаете,
как поступить Вы можете получить квалифицированную помощь психолога в
ГУО «Социально-педагогический центр Слонимского района» по адресу:
город Слоним, улица Тополевая, дом 33.
Контактный телефон: 80156225363,
Телефон «Доверия»: 80156225614.
Любой гражданин, по тем или иным причинам оказавшийся в кризисной
ситуации, может обратиться в ГУ «Центр социального обслуживания
несения Слонимского района» по адресу: г. Слоним, ул. 17 Сентября, 11.
Либо позвонить по телефону:
8 (01562) 6 64 87, 6 64 92 Отделение комплексной поддержки в кризисной
ситуации. понедельник-пятница: 8.00 – 17.00, обед: 13.00 – 14.00.
+375 (44) 777 40 85 – телефон экстренного заселения в "кризисную" комнату,
ежедневно, круглосуточно.
Здесь Вам окажут психологическую, социальную и юридическую помощь
анонимно и бесплатно.
Домашнее насилие – это реальная угроза как Вашей жизни, так и жизни
Ваших близких. Одно насилие порождает другое насилие. Чтобы не стать
жертвой этого замкнутого круга, подумайте о своей безопасности! Если
случаи насилия уже были в Вашей семье – не молчите, обращайтесь за
помощью.
С 10 по 16 марта 2025 года проходит республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!».