Рекомендации педагогам
«Как создать позитивный настрой в группе»
Фактически каждому педагогу, а тем более куратору группы, в своей работе приходится сталкиваться с проблемами в коллективе: либо группа слишком разобщенный (учащиеся общаются маленькими группками), так что его трудно организовать, либо группа начинает резко меняться и далеко не в положительную сторону, например все или почти все учащиеся сбегают с занятий, либо к какому-либо положительному учащемуся большинство стало относиться пренебрежительно и т. д. Как ни странно, все это часто связано или с несформированностью структуры группы, отсутствием лидера, или с появлением отрицательного лидера в группе, который в частности может задавать нормы для классного коллектива, определять с кем должны общаться, а кого стоит игнорировать, как себя вести. Все эти процессы обостряются в подростковом возрасте, когда происходит формирование социальной активности. Тем более что подростки начинают осознавать свои социальные позиции, свой статус и стремятся найти свое место в коллективе. Многие из них недовольны своим статусом и, соответственно, нередко стремятся изменить его, что не всегда осуществляется адекватными способами, в том числе и асоциальными. Нужно знать и то, что подростки, не нашедшие применения своим организаторским способностям в колледже, как правило, становятся лидерами в стихийных группах, в том числе в делинквентных.
Все это указывает на важность выдвижения в лидеры позитивных личностей. Кроме того, свое требование о необходимости формирования активной жизненной позиции у подростков предъявляет и современная реальность, при которой залогом успеха в жизни является самостоятельность, независимость, ответственность, инициативность, а так же умение учитывать мнение других.
На формирование лидерской позиции в подростковом возрасте могут оказать влияние и педагоги. Однако нужно знать, что в данном случае выдвигается формальный лидер, успешность деятельности которого зависит от того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами.
Исходя из всего вышеобозначенного, можно дать следующие рекомендации педагогам по формированию лидерской позиции у подростков:
1.первоначально обеспечьте подросткам определенный комплекс знаний о других, о себе, знания своих положительных качеств, о психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.). Для решения данной задачи можно обратиться к школьному психологу.
- затем воздействуйте на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности. Этому может способствовать обсуждение поведения какого-либо героя из фильма, который нравится подросткам, из литературного произведения.
- обеспечьте многообразие деятельности, в которую могут включиться подростки: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного коллектива позволяет практически каждому реализовать свой лидерский потенциал. Это могут быть деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность, общественно-полезная деятельность.
- используйте различные формы обучения. Это тоже может являться источником для появления лидеров.
- способствуйте формированию коллектива. Развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой и способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться. Этому будут помогать совместное отмечание различных праздником с заранее разработанной программой, предполагающей участие всех учеников, организация походов, дискотек, посещение выставок, музеев и т.д.
- важное значение при формировании лидерской позиции подростка имеет доверие со стороны педагога, демонстрация им лидерской позиции. Будьте примером для своих учеников.
Кроме того, педагог обязан находить общие интересы, которые объединили бы ребят, и на их основе организовывать общие дела; формировать традиции группы, участвовать во внеклассных мероприятиях. Наличие в ученическом коллективе положительных традиций, являются стабилизирующим фактором, который препятствует возникновению конфликтов в учебной группе, и «могут стать дополнительной составляющей социальной регуляции поведения».
Итак, для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, необходимо: ставить перед обучающимися общие для всей группы; доводить до сознания каждого подростка важность успешного решения каждой групповой задачи для самой группы; организовать решение группой задачи так, чтобы каждый обучающийся имел конкретные обязанности в этой работе и мог показать товарищам свои силы, способности и в целом свою личность с лучшей стороны; организовать совместную работу обучающихся, их взаимодействие и взаимопомощь; отмечать успехи группы в выполнении трудных работ и успех каждого подростка в коллективной деятельности.
С 10 по 16 марта 2025 года проходит республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!».