Памятка для родителей по предупреждению
зависимостей учащихся
Характеристика возраста.
У молодых людей уже произошёл переход от конкретного мышления к абстрактному. Сформирована ориентация на будущее. У них уже реалистичное понимание взрослости.
Однако молодые люди всё ещё хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними их проблемы, и пути их решения, процедуру принятия решений. Получается, что вы имеете дополнительную возможность помочь ребёнку в этом возрасте.
В то же время подростки ориентированы на группу. И принадлежность к той или иной группе оказывает влияние на систему верований, а это в свою очередь формирует их поведение и действие.
Ваш ребёнок должен знать:
- Как долгосрочно или краткосрочно действуют разные наркотики.
- Возможность фатального исхода при комбинированном сочетании различных наркотических веществ.
- Взаимосвязь между употреблениями наркотиков и различными заболеваниями — СПИД, ЗППП и т.д.
- Что употребление наркотиков не является преступлением без жертвы — жертвой является тот человек, который употребляет наркотики, и его близкие. - Возможный эффект и последствия управления автомобилем или механическими инструментами после употребления наркотиков и алкоголя.
- Воздействие, которое оказывает наркотик, и как реагирует общество на употребление наркотиков и алкоголя.
Предлагаемые действия и упражнения
- Продолжайте разговаривать с подростком о наркотиках и алкоголе.
- Обсуждайте вероятность того, что среди его друзей есть такие, кто употребляет наркотики или алкоголь. Или его друзья знают тех, кто может употреблять наркотики. Говорите о тон, как алкоголь и наркотики угрожают жизни и как они могут ограничить возможности вашего ребёнка в будущем.
Упражнение №1: Попробуйте вместе с вашим ребёнком заполнить следующую схему «Бизнес-плана»:
План на неделю: 1. 2. |
План на год: 1. 2. |
План на месяц 1. 2. |
План на год: 1. 2. |
План на полгода 1. 2. |
Постарайтесь выработать стратегию по ограничению бесконтрольного пребывания дома, пока вы находитесь на работе. Исследования показывают, что именно в промежуток времени с 14 до 18 часов подростки пытаются экспериментировать с алкоголем и наркотиками.
Поговорите с вашим ребёнком о том, чтобы посещать какую-то спортивную секцию, драмкружок, танцевальную студию. Предложите поработать в свободное от учебы время. Чем больше времени занято у вашего ребёнка, те меньше вероятность пробы наркотиков и алкоголя.
- Планируйте безалкогольные и безникотиновые мероприятия во время каникул.
- Постарайтесь обеспечить доступ к современной информации об употреблении наркотиков и алкоголя и об их влиянии на организм.
- Изучайте сами подобную информацию.
- Взаимодействуя с другими родителями, контролируйте вечеринки и другие «тусовки», на которых присутствует ваш ребёнок для того, чтобы убедиться, что они безалкогольные и безнаркотичсские.
- Говорите с вашим ребёнком о будущем, его ожиданиях. Планируйте совместные «вылазки» в ВУЗы и другие учебные заведения.
Упражнение №2: отметьте те факторы, которые сформировались у вашего ребёнка. Оцените уровень его защищённости.
Факторы, способствующие защите от употребления наркотиков.
- Чувство юмора.
- Внутренний самоконтроль, целеустремлённость, увлечённость.
- Личностная успешность.
- Внутренняя свобода, уверенность в себе.
- Разборчивость в средствах достижения цели.
- Уважение и интерес к людям.
- Налаженные взаимоотношения хотя бы с одним зрелым человеком.
- Последовательность психических проявлений.
- Привязанность к общечеловеческим ценностям.
Если в ходе работы выяснилось, что некоторые факторы защиты от риска у вашего ребёнка не сформированы, возможно, вам необходимо обратиться к психологу для получения квалифицированной психологической помощи.
Упражнение №3: Обучение сопротивлению наркотикам и алкоголю 10 способов сказать «НЕТ»
- Спасибо, я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
- Мои родители меня убьют.
- Если тренер узнает, он заставит бежать меня 20 кругов.
- В последний раз, когда мама застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев.
- НЕТ, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.
- Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.
- Ты надо мной смеёшься, меня не выпускают из дома, даже если я стою рядом с курящими людьми.
- НЕТ, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено законом.
- Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
- Сейчас не могу, моя моей» обнюхивает меня, когда я прихожу домой.
- Тренируйтесь с ребёнком говорить «Нет», Учите ребёнка узнавать проблемные ситуации. Например: попадание в дом, где нет взрослых, а молодые люди пьют пиво или курят. Определите круг ситуаций, в которых вашему ребёнку могут быть предложены алкоголь или другие наркотики, и заставляйте ребёнка попрактиковаться говорить «Нет». Проговаривайте разные ситуации до тех пор, пока не будете уверены, что ребёнок знает, как отказаться от наркотика и алкоголя и обосновать свой отказ.
Упражнение №4: попробуйте вместе с подростком записать на бумаге те правила, которые действуют в вашей семье сейчас и обсудить их по предложенной схеме.
- Являются ли правила справедливыми, а последствия — соответствующими? Подросткам нужно знать, какие последствия ждут их, если она решат не соблюдать правила. Например: «Пришёл поздно — отвечай».
- Имеет ли смысл ввести дополнительную работу по дому?
- Следует ли изменить время прихода домой в «комендантском часе»? и т.д.
Объясняйте, чего именно вы ждёте от подростка, чтобы ему были понятны ваши побудительные причины. Иначе ему будет не ясно, откуда взялось это правило. Чрезвычайно полезно послушать, что сами подростки думают о правилах и последствиях.
- Говорите с ребёнком о понятии «дружба». И отмечайте то, что настоящие друзья не будут предлагать и заставлять делать то, что принесёт вред себе, друзьям, и семьям друзей.
- Планируйте совместные (или «контролируемые») вечеринки, для постановки акцента на антиалкогольных правилах. Приглашайте друзей своего ребёнка в гости пить чай или смотреть телевизор.