Как реагировать на замечания и критику?
Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или
критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной: когда
неясно, что в критике обосновано, а что нет.
Несправедливую критику по возможности лучше пропускать мимо,
даже не обсуждая. "Собаки лают, караван идет". Делайте свое дело
наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто
критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто
сведением счетов.
С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно,
нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться
сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и
препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или
хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства,
где можно поговорить более разумно и не торопясь.
Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно
с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так
же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на
работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая
критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность
поправить ситуацию, сделать дело лучше.
Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте
на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею
сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и
решительно, обычно это обезоруживает собеседника.
Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется
важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое
признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются
только тогда, когда будут свидетелем длящихся душевных мучений.
Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает
продемонстрировать им то, что они так ждут.
Справделивая критика больна сама по себе, справедливая
критика в обидной форме больна вдвойне. Как реагировать на такое?
Если это замечание от шефа или старших - в любом случае
начните с того, что сделайте так, как вам сказано. Если отношения с
ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более
приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать
прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это
нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы
обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону,
задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или - что
предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?