«Как понять, что тобой манипулируют»

Манипулирование — это вид скрытого управления человеком против его воли с эгоистическими, неблаговидными целями манипулятора, который наносит ущерб (материальный или психологический) своей жертве (адресату).

Манипуляция предполагает, что жертва будет переживать определенные состояния, которые будут способствовать принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором своих собственных целей.

Как понять, что тобой манипулируют в личном общении?

Важно обращать внимание на такие ситуации, когда собеседник:

- задает “риторические” вопросы, апеллирующие к ценностям, но подводящие к выгодным ответам для собеседника: имитация диалога без готовности услышать ответы другой стороны;

- создает ощущение нехватки времени, срочности действия и поведения, не позволяют поразмышлять, принять решение;

- создает и поддерживают атмосферу страха, напряжения, угрозы;

- апеллирует к чувству общности, единства, важности “быть как все”, “не отрываться от коллектива”;

- не рассматривает ситуацию с разных сторон, а фокусируется на удобной для себя интерпретации, избегает ответов на прямые вопросы.

Как противодействовать манипуляциям? Условиями успешного противодействия манипуляции можно назвать следующие:

1) формирование критической модели восприятия реальности;

2) блокирование потенциально манипулятивных каналов взаимодействия.

Обращаясь к методам противодействия манипулятивному ресурсу СМИ, можно выделить следующие.

  1. «Психологическая прививка» формируется через предшествовавшее критическое восприятие аналогичной, но менее интенсивной манипуляции.
  2. «Информационный карантин» (периодический отказ от обращения к СМИ) для повышения способности к критическому восприятию сообщений.
  3. «Креативное восприятие» (своего рода игровое осмысление получаемой информации, такое как интерпретация ее с противоположной точки зрения, доведение до крайности предлагаемых тезисов, транслирование предлагаемой интерпретации на аналогичные ситуации).
  4. «Уход в безэмоциональность» (мысленное отделение рационального содержания сообщения от его оценок).
  5. Метод формирования критических способностей Х. Ранка. Данная методика, помимо рекомендации иметь общую критическую установку к информации, предлагает оценивать ее по шкале преувеличения / преуменьшения собственных и чужих достоинств и недостатков, фиксируя частоту их повторения. Это позволяет увидеть, насколько часто в сообщении присутствуют признаки манипулятивности и тем самым повысить критичность восприятия и устойчивость к воздействию.

Эти и подобные им техники, достаточно подробно описанные в литературе, позволяют избегать некритичности, механичности в восприятии текстов СМИ. Однако успешность их применения напрямую зависит от наличия у человека установки на самостоятельное критическое мышление.