Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих.

 Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе.

Всем понятно, что адекватная самооценка подростка — важная составляющая становления личности. И в этом роль родителей является очень значимой.

В.Г. Белинский так высказался по этому поводу: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот — плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошие дети —  хорошая наша старость, плохие дети —  плохая старость. Так давайте думать о будущем, а будущее —  это наши дети».

К признакам чересчур низкой самооценки относят:

·                    нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;

·                    возникновение повышенной тревожности, паники;

·                    уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;

·                    отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;

·                    зависимость от мнения окружающих;

·                    подражание своим одноклассникам или экранным образам;

·                    замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

«Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка»:

• Не оберегайте подростка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

• Оставляйте ребенку право выбора.

• Не перехваливайте своего сына или дочь, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

• Поощряйте в ребенке инициативу.

• Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и, главное — показывать ему свою любовь!