Индикаторы суицидального риска

 

Рекомендации для кураторов учебных групп и педагогов по адаптации учащихся первого курса

1.      Нормальный тон общения, без криков и угроз («Посмотрим, как вы еще экзамен или зачет сдадите»).

2.      Доброжелательная обстановка на занятии.

3.      Умение сотрудничать, «работать в команде» как преподавателю, так и учащемуся.

4.      Должен быть индивидуальный подход к учащемуся.

5.      Кураторам объяснить повторно правила внутреннего распорядка колледжа.

6.      Кураторам обратить внимание на возникающие проблемы учащихся, направить на консультацию к психологу.

7.      При профориентационной работе, делать упор на объяснение профессии.

8.      Провести тренинги на снижение тревожности, неуверенности.

9.      С целью сближения и взаимодействия между учащимися, создания благоприятного климата в группе необходимо шире использовать следующие формы внеурочной деятельности: диспуты, деловые игры, творческую работу.

10.  Для организации благоприятных взаимоотношений в учебной группе рекомендуется использовать правила поведения педагога:

·         отказаться от подчеркивания способностей одних и неудач других;

·         отказаться от прямого противопоставления учащихся один одному;

·         не критиковать учащегося при всей группе, говорить чаще один на один, отмечать маленькие успехи у «слабых», но не подчеркивать это как нечто неожиданное;

·         называть всех по именам и добиваться этого в отношениях между учащимися;

·         постоянно подчеркивать, что отношения в группе определяются не только успеваемостью, но и добрыми делами, которые человек делает для других;

·         чаще вступать в отношения с замкнутыми и «неинтересными» учащимися, чтобы вызвать к ним интерес группы;

·         уважительно относиться к учащимся;

·         знать индивидуальные особенности каждого учащегося;

Чтобы завышенная самооценка учащегося не стала причиной личностного конфликта, потерей контактов с группой, озлобленностью, куратору и преподавателям необходимо придерживаться следующей тактики:
– сдержанная похвала при успехах и достижениях,
– параллельное признание успехов других членов группы.

Тактика куратора и преподавателей в отношениях к учащимся с низкой самооценкой может быть следующей:
– не сравнивать их с другими членами группы,
– не ставить их на занятиях в ситуацию неожиданных вопросов, которые требуют быстрых ответов,
– по возможности опрашивать их вначале урока,
– с целью формирования у учащихся уверенности в своих силах во время опроса стимулировать их не только оценкой, но словами поддержки,
– осторожно оценивать неудачи этих учащихся.

Причины плохой адаптированности:
1. Повышенная тревожность, боязнь выйти к доске, боязнь аудитории, низкая самооценка. Преподаватели не поощряют учащихся, можно похвалить за успехи в работе, необходимо внимательное отношение к учащемуся, индивидуальный подход к каждому.
2. «Синдром отличника», на первом курсе учащиеся не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности.